Домой Блоги Возраст не помеха? О противоречивой инициативе в фигурном катании

Возраст не помеха? О противоречивой инициативе в фигурном катании

188
1

Летом 2018 года конгресс Международного союза конькобежцев (ISU), состоявшийся в испанской Севилье, не стал рассматривать внесенный Союзом конькобежцев Нидерландов вопрос о повышении нижней возрастной планки для фигуристов – участников взрослых соревнований ISU с 15 до 17 лет. Тема возникла незадолго до конгресса в виде срочного предложения, однако большинство делегатов проголосовали против включения ее в повестку.

Позиция ФФККР неизменна: федерация выступает против повышения возраста спортсменов для участия во взрослых соревнованиях.

Тем не менее эта тема по-прежнему активно обсуждается в СМИ, в том числе специалистами по фигурному катанию вроде Александра Жулина, Натальи Бестемьяновой и т.д., а также должностными лицами, как, например, вице-президент ФФКМ Олег Овсянников, новоиспеченный президент ФФКК Санкт-Петербурга Сергей Чопозов. В конце августа нынешнего года высказался и президент ISU Ян Дайкема, сообщив о том, что организация вновь обдумает данный вопрос.

Попробуем же разобраться в его сути и причинах возникновения. Факты, логика и здравый смысл.

С момента первого чемпионата мира по фигурному катанию, который состоялся в Санкт-Петербурге в 1896 году, фигурное катание как вид спорта претерпело качественные изменения. Менялись правила, судейство, усложнялись и совершенствовались элементы, что предъявляло совсем иные требования, как к тренерам, готовившим спортсменов, так и к фигуристам.

На заре появления Международного союза конькобежцев (1892) вопрос о возрасте спортсменов был не столь актуален. Об этом заговорили гораздо позже, в середине 90-х годов ХХ века, когда фигурное катание стало стремительно омолаживаться. Чтобы разграничить юниорский и взрослый спорт, с 1996 года нижняя возрастная планка участников взрослых чемпионатов была поднята с 12 до 15 лет. При этом, правда, было уточнено, что это решение не распространяется на фигуристов, уже участвовавших в чемпионатах ISU. Именно это дополнение позволило 13-летней американке Таре Липински в 1997 году выступить на взрослом чемпионате мира и выиграть его — годом ранее спортсменка уже участвовала в чемпионате мира. В 1998-м на Олимпийских играх в Нагано Тара Липински завоевала олимпийское золото.

До 2014 года ситуацию, сложившуюся в фигурном катании, можно назвать переходным периодом. Если на взрослые чемпионаты ISU допускались спортсмены с 15 лет, то в этапах взрослой серии Гран-при могли участвовать и те, кто не достиг этого возраста. В сезоне 2005/06 японка Мао Асада дебютировала на взрослых Гран-при, отобралась в финал, где опередила более опытных фигуристок, среди которых была и Ирина Слуцкая. Но участвовать в туринской Олимпиаде спортсменка не могла, так как на 1 июля текущего сезона ей не было 15.

В 2012 году Конгресс ISU в Куала-Лумпуре отменил все существующие «исключения из правил». На взрослые чемпионаты ISU, а также этапы серии Гран-при и Олимпийские игры допускались фигуристы, которым на момент начала сезона, 1 июля, исполнилось 15 лет. Данное решение вступало в силу с 1 июня 2014 года.

Пятнадцатилетний возрастной рубеж, установленный ISU, был обусловлен стремлением не только провести четкие границы юниорского и взрослого спорта, но и желанием продлить спортивную карьеру чемпионов. Поводом послужило то, что новоиспеченные победители Игр – к примеру, Тара Липински, Илья Кулик, Сара Хьюз – сразу или вскоре после Олимпийских игр уходили из любительского спорта.

Сложившаяся ситуация выдвигала перед национальными федерациями новые задачи – «воспроизводства» конкурентоспособных спортсменов, создание системы подготовки, развития вида спорта. Один из таких путей еще в советское время предложил знаменитый тренер Станислав Жук. Он разработал программу проведения соревнований для одиночников младшего возраста по системе не двоеборья (катать короткую и произвольную программы), а троеборья (добавить исполнение отдельных элементов – прыжки, каскады прыжков, комбинацию вращений, дорожку шагов). В 2001 году так называемая «спецпрограмма» была запущена ФФККР. И с этого времени первенство России для юношей и девушек младшего возраста проводились именно так, включая «Мемориал Жука по спецпрограмме».

Результатом такого системного подхода, основанного на более тщательном отборе спортсменов, более пристальном внимании к отдельным элементам и программе в целом, стало появление юных дарований – Аделина Сотникова, Елизавета Туктамышева, Артур Гачинский, впоследствии Юлия Липницкая. Учитывая короткую скамейку отечественного одиночного катания в те годы, ФФККР пошла на то, что нижняя возрастная планка допуска фигуристов на взрослые чемпионаты страны, в которых участвовали спортсмены 14 лет и старше, была опущена до 12 лет. Уже через два года после Олимпиады в Турине в сезоне 2008/09 юная Аделина Сотникова, которой на тот момент было 12 лет, выиграла свой первый взрослый чемпионат страны, ее ровесница Елизавета Туктамышева стала серебряным призером. Через 3 года, в 2012 году, ученица Этери Тутберидзе 13-летняя Юлия Липницкая побеждает на юниорском первенстве страны, до этого завоевав серебро взрослого чемпионата России. В 2014 году на зимних Играх в Сочи Липницкая приносит сборной России первую в женском фигурном катании золотую медаль в командных соревнованиях, а Аделина Сотникова – в личных.

Успехи одной и другой не стали для отечественного женского катания сиюминутным результатом. К тому времени уже заявляли о себе новые спортсменки – Елена Радионова, Анна Погорилая, позднее Евгения Медведева, Мария Сотскова и, наконец, Алина Загитова… За семь лет, с того момента как Алена Леонова завоевала серебро на чемпионате мира 2012 года, которое воспринималось как экстраординарный результат, российское женское катание сделало огромный скачок. И то, что еще недавно казалось недосягаемым у женщин – разнообразные тройные прыжки, каскады из двух тройных – стало обыденным и не гарантировало попадание в тройку призеров.

За два олимпийских цикла в российском фигурном катании появилось такое количество конкурентоспособных одиночниц, что впору было формировать не одну, а несколько команд. Появление сильных спортсменок привело к тому, что принятые ранее вынужденные меры по снижению возрастной планки допуска на взрослые чемпионаты страны уже не играли существенной роли. После сочинской Олимпиады на взрослые чемпионаты страны стали допускать спортсменов с 14 лет. И именно поэтому на чемпионате России в олимпийский сезон не выступала Александра Трусова, которой на тот момент было 13.

Примерно в эти же сроки, по схожему пути пошла и Федерация фигурного катания Японии. Лет 20 назад японцы организовали и стали проводить ежегодные сборы для новисов в местечке Нобэяма. Помимо занятий по ОФП и прочих тренировок, японская федерация преследовала цель просматривать юные таланты и впоследствии сделать все, чтобы они как можно раньше раскрыли способности. На взрослые чемпионаты Японии и сегодня допускают шестерку лучших юниоров по итогам национального первенства с 13 лет — именно в этом возрасте стартовали на взрослом уровне Сатоко Мияхара, Каори Сакамото, Вакаба Хигучи. Но если юный спортсмен особо одарен, то для него можно пойти на исключение, невзирая на возраст. Такое отступление от правил в свое время японцы сделали для Мао Асады, и весь ее дальнейший путь в спорте подтвердил правильность такого подхода. Никто не знает, что было бы с Мао, если бы талантливую фигуристку удерживали в юниорах. А так Асада рано выстрелила, достигнув больших высот в фигурном катании.

Этим же путем идет и Республика Корея: 16-летняя четырехкратная чемпионка страны Ю Ён впервые завоевала свой титул в 11 лет.

По мнению японцев, чем раньше юниор начнет соревноваться со взрослыми спортсменами, тем быстрее будет прогрессировать. В таких рассуждениях есть свой резон, что подтверждается многими примерами. В определенный момент в одиночном и парном катании фигуристы имеют возможность совмещать выступления как на юниорских соревнованиях, так и на взрослых. В итоге это упрощает их переход на уровень мастеров, чего не скажешь про танцоров. В танцах на льду у юниоров и мастеров разные обязательные танцы, вследствие чего юниорские дуэты не могут участвовать на взрослых турнирах. Поэтому дебютный сезон на уровне мастеров даже дуэты-лидеры юниорских танцев нередко начинают с нуля.

На данный момент практически все фигуристки, претендующие на попадание в сборные, владеют одинаковым набором прыжков, средний уровень женского катания значительно вырос. Чтобы опережать соперниц, необходимо пробовать и делать то, что еще не делает никто или исполняют единицы. И этот путь, подсказанный самой логикой развития спорта, по сути, явился новым витком, выходом на новый уровень фигурного катания.

В 2015-м Елизавета Туктамышева одерживает победу на чемпионате мира в Шанхае, включив в программу прыжок – аксель в три с половиной оборота. На тот момент этого не делал никто. Да и до Туктамышевой за всю историю фигурного катания таких спортсменок было всего пятеро (японка Мидори Ито, американка Тони Хардинг, наша Людмила Нелидина, японки Юкари Накано и Мао Асада). В олимпийском сезоне 2017/18 и после него тройной аксель исполняли уже несколько фигуристок – американка Мираи Нагасу, которая из-за травмы пропускает сезон; японка Рика Кихира, американка Алиса Лю, Алена Косторная и кореянка Ю Ён. Попытки исполнения тройного акселя показывают и другие фигуристки.

В 2018 году на Олимпиаде в Корее золото в женских соревнованиях завоевывает россиянка Алина Загитова, исполнившая самую сложную их всех участниц в техническом плане программу. В произвольной Загитовой все прыжковые элементы, включая сложный каскад 3 лутц-3 риттбергер, были сделаны во второй части программы, что требовало от фигуристки не только психологической устойчивости, но и отличных физических кондиций. За каждый прыжок во второй половине спортсменке начислялись бонусы, но после Олимпиады это правило было изменено под предлогом «несбалансированности» программы. А между тем олимпийская произвольная программа Загитовой наверняка войдет во все учебники фигурного катания за мастерскую постановку, яркость, четкие музыкальные акценты, в которые были вписаны прыжки, и за великолепное исполнение чемпионки.

Сокращение количества прыжков, за которые начислялись дополнительные баллы во второй части программы, автоматически отменяло и стратегический путь, выбранный тренерами, в частности, Этери Тутберидзе. Но принятое решение не застало врасплох. В олимпийский сезон, сразу после Пхенчхана, на юниорском чемпионате мира ее ученица Александра Трусова исполнила программу с двумя четверными прыжками – сальховом и тулупом, вписав свое имя в историю мирового женского катания. Впоследствии Александре покорились четверные лутц и флип. До Трусовой 18 лет назад японка Мики Андо первой предприняла попытку исполнить четверной сальхов. Однако из-за того, что сложный прыжок был нестабильным и «ломал» программу, спортсменка от идеи отказалась.

Четверные лутц и флип покорились еще одной воспитаннице группы Этери Тутберидзе Анне Щербаковой, которая в прошлом сезоне стала двукратной чемпионкой России, потрясающе при этом исполняя свои программы. Четверной сальхов восстановила и прыгнула Элизабет Турсынбаева, также тренирующаяся у Этери Тутберидзе и выступающая за Казахстан, завоевав серебро чемпионата мира 2019 года и став первой взрослой фигуристкой, исполнившей четверной прыжок на соревнованиях под эгидой ISU. В сезоне 2019/20 еще одна ученица Этери Тутберидзе Камила Валиева выиграла чемпионат мира среди юниоров, исполнив в произвольной программе два четверных тулупа.

16-летняя японка Рика Кихира в сезоне 2018/19 одержала первую громкую победу в финале Гран-при, а затем дважды выиграла чемпионат четырех континентов (2019, 2020), исполнив тройной аксель и не один. Американка Алиса Лю в 13 лет выиграла чемпионат США, а в прошлом сезоне защитила свой титул, тоже имея в арсенале тройной аксель. Этот элемент покорился и другим нашим фигуристкам: Алене Косторной, которая в сезоне 2019/20 выиграла все международные старты; юной воспитаннице Сергея Давыдова Софье Самоделкиной, а также еще одной ученице Этери Тутберидзе Софье Акатьевой, которая при этом владеет еще и четверным тулупом.

По большому счету, все эти девушки пошли по пути, который до них проложили предшественницы. Но в данном контексте срок давности не берется в расчет. Если в принципе это может сделать кто-то, то почему не могут повторить другие? Вопрос ведь в том, чтобы ставить перед собой такие задачи, стараясь найти и разработать систему, за счет которой можно добиваться результатов, а сегодня они есть.

Тем более странно наблюдать как многие наши СМИ и специалисты, с восторгом обсуждая успехи зарубежных фигуристов, попутно втаптывают в грязь своих. Пространные голословные рассуждения о травмах, скором завершении карьеры, переходном возрасте, потере прыжков, чрезмерной строгости тренеров и, наконец, сомнительных методах и условиях работы с фигуристами – под этим ровным счетом нет ничего, кроме желания самопиара и попыток решить свои собственные проблемы. Для многих из этих «писателей» и «реформаторов» фигуристы и тренеры только фон для самовыражения собственных умозаключений, не имеющих ничего общего с реальностью. В погоне за рейтингами тиражируются недостоверные факты, напрочь забываются такие понятия, как этика и принципы профессиональной журналистики.

Примерно тот же механизм действует и в написании статей о повышении возраста в фигурном катании. Ссылаются на мнения специалистов, которые никогда не работали в фигурном катании, приводят слова тренеров, чья точка зрения может меняться в зависимости от возраста, способностей собственных учеников. Все это субъективизм, а объективность – результаты на табло. И то, что Этери Тутберидзе – тренер, опередившая и опережающая время, сегодня является аксиомой.

Фигурное катание не может стоять на месте. Но так и должно быть – это спорт. Если есть база и способности, то элементы ультра-си нужно начинать учить раньше с тем, чтобы после переходного возраста сложные прыжки можно было восстановить.

Но если американцы, канадцы и японцы допускают на взрослые чемпионаты 13-14-летних спортсменов, а корейцы — фигуристов и младше, при этом они не выглядят статистами среди взрослых, то почему вдруг возникают вопросы о повышении возраста в фигурном катании? Наверное, только слепой не может не замечать происходящих процессов в фигурном катании. На фоне всего этого инициатива повысить нижнюю возрастную планку выглядит явным противоречием. Чего в нем больше: стремления раздать всем сестрам по серьгам, попытки продлить карьеру взрослых фигуристов или желания как можно дольше не допускать талантливых и сильных юниоров на уровень мастеров, создав тем самым более комфортные условия для фигуристов среднего уровня?

Забавно, что предложение о повышении возраста в фигурном катании озвучивается и представителями стран-членов ISU, которые совсем не блещут результатами в этом виде спорта. Никто не станет отрицать, что опытные спортсмены способны прокатать программу так, как порой не под силу юниорам. Однако то, что показывают юные фигуристы сегодня, — фигурное катание будущего, то, что будет тенденцией мирового фигурного катания в ближайшие несколько лет. Искусственное же сдерживание любого процесса приводит к его стагнации.

Спорт так устроен, что интерес к нему будет подогреваться острой борьбой, непредсказуемостью результатов, сменой лидеров, новыми рекордами. И это подтверждается уже сейчас. Во всяком случае, об этом свидетельствуют рейтинги трансляций фигурного катания российскими каналами ТВ. Появление новых имен в женском одиночном катании в разы повысило популярность и интерес к фигурному катанию.

——

По материалам статьи Сергея Михайлова

1 КОММЕНТАРИЙ